Стекло, бронза и фото: Хари и Сандро Арабян в A & G Art Meeting

24 апреля этого года мировая общественность отметит скорбную дату — 100 летие начала геноцида армянского народа в Османской империи, унесшего жизни полутора миллионов человек и до сих пор отрицаемого официальной Анкарой.

В Варне, где армянская община традиционно влиятельна, к мрачному юбилею приурочены несколько различных мероприятий (об одном из них, уже прошедшем, мы недавно писали в  репортаже с открытия София Филм Фест Варна).

22

Печальной годовщине посвящается и апрельский акцент на армянской тематике «весеннего салона искусств», проходящего в известной галерее A&G Art Meeting (ул. Братя Шкорпил,13). Разным аспектам армянской истории и культуры в программе салона посвящены выставка, камерный концерт и несколько презентаций литературных новинок.

Первым событием «армянского цикла» стало открытие совместной экспозиции Хари и Сандро Арабянов (Бургас), состоявшееся в галерее 14 апреля.

Армянская общность исторически играет важную роль в гражданской, политической и экономической жизни Болгарии. Пожалуй, из всех национальных меньшинств страны армяне успешнее всех интегрированы в местное общество и его культуру. В какой-то степени многие из них более «болгаристы», чем сами болгары. Что ничуть не мешает им сохранять свою уникальную национальную идентичность.

0

Уходящее корнями в глубину веков братство болгарского и армянского народов освящено кровью героев, павших в совместной борьбе против турецкого господства. Общая история двух христианских общин является залогом особого, более, чем уважительного, отношения болгар и армян друг к другу. Феномен взаимопроникновения и бесконфликтного сосуществования  двух не таких уж и родственных культур давно и пристально  изучается местными историками и этнографами. Когда-нибудь мы тоже более подробно коснемся этой сложной и увлекательной темы, а пока можем рекомендовать всем интересующимся прекрасный сборник «Българи и арменци заедно през векове» (изд. «Тангра», София, 2001) из серии «Българска вечност». Приобрести его и сегодня без проблем можно в книжных магазинах Варны (например, в книжарнице «Сиела», на втором этаже ФКЦ).

1В космополитической Варне исторически даже «Армянская махала» как самоуправляемый городской квартал был организационно оформлен раньше, чем махала болгарская. Просто до Освобождения армян в городе жило гораздо больше, чем болгар. На бывшей территории «махалы» до сих пор активно действует армянское читалище, а центром культурной жизни диаспоры являются старинная григорианская церковь Св. Саркиса и воскресная школа при ней. Именно в церковном дворе, у креста памяти жертв кровавой резни ежегодно «арменци» и сочувствующие им «българи» проводят траурные митинги.

Много в морской столице и памятников, связанных с армянской историей. Например, в кв. Галата есть памятник жившему здесь одно время генералу Андранику Озаняну, одному из лидеров армянского национально-освободительного движения, генерал-майору Российской (белой) армии и полевому командиру роты добровольцев, сражавшейся на стороне болгар в Первую Балканскую.

Открытие этого монумента вызвало в свое время известное обострение болгаро-турецких отношений, ибо в Турции Озаняна считают не героем, а террористом. Но протесты Анкары ничуть не повлияли на планы инициаторов — памятник стоит и ныне (в отличие от России, где под Сочи такой же демонтировали незадолго до открытия).

1А совсем недалеко от A & G, в сквере перед Археологическим музеем, стоит обелиск с крестом, напоминающий всем прохожим, что в тяжелые времена после Первой мировой войны Варна стала вторым домом для тысяч армян-беженцев из Малой Азии. В метрах от него, кстати, находится и известный «рог» — знак благодарности народа Израиля болгарам за спасение 50 000 евреев от депортации в нацистские концлагеря во времена Холокоста…

Но обо всём этом мы тоже рано или поздно расскажем, а сейчас вернемся к выставке. Представитель нашего журнала абсолютно сознательно отправился на открытие неподготовленным, не читая ничего о биографии авторов и не забивая себе голову рассуждениями критиков и искусствоведов о творческом методе скульптора Хари Арабяна и успехах его сына-фотографа.Flyer_Invitation_mail

Хотелось зафиксировать первое, непосредственное впечатление от увиденного, ориентируясь на банальное «нравится-не нравится», а не на вердикты авторитетов. Интересно было представить себе, сможет ли ощутить национальную  специфику творений Арабянов средний русский, извините, интеллигент, поверхностно знакомый с армянской культурой. Да и есть ли она, вообще, эта специфика? Можно ли найти ее в произведениях армянских мастеров искусств, давно вошедших в золотой фонд мировой культуры? В картинах  Айвазовского и Сарьяна, в стихах Силвы Капутикян, в песнях Сильвии Вартан и Шарля Азнавура, Или в американском шлягере Come on-a my house, написанном еще до Второй мировой Уильямом Сарояном и Россом Багдасаряном?

И вот уже автор этих строк лавирует между группами гостей выставки под грустными взглядами огромных армянских глаз, пристально взирающих на него с фотопортретов, развешанных по стенам, и пытается рассмотреть творения Арабяна-старшего. И первым делом видит вот эту стеклянную голову…

16

И пишущий эти строки ловит себя на том, что первая мысль, возникающая в его собственной голове, это идиотски -восторженное подростковое «Вау!». Вопросы «Чей это протрет?», «Есть ли в нём что-нибудь армянское?» и «Как это сделано?» тут же теряют  актуальность. Это произведение просто подавляет своей экспрессией, чаруя похлеще хрустальных черепов, приписываемых ацтекам. Стало понятно, что автору ее присуще уникальное чувство материала и не менее редкая способность придать этому материалу нужную форму. Как там говаривал Микеланджело — «беру камень и отсекаю всё лишнее»? Ага, как же…

17

Тут плотное кольцо из гостей выставки немного поредело, и взору нашего корреспондента предстали сразу три бронзовых автопортрета художника. Один другого серьёзнее. И вопросы, на которые искал ответы наш корреспондент, окончательно растворились. Никакого сомнения — перед нами не только умелый мастер, но и талантливый (если не гениальный) эмоциональный автор, наделенный своим (может быть, несколько осбостренно-болезненным, фантастическим и мрачноватым), но абсолютно оригинальным взглядом на мир. Даже когда речь идёт о всем известных, традиционных библейских мотивах. Когда вы это увидите — вы поймете, причём здесь «геноцид», причем здесь армянское христианство и как скорбь от переосмысления трагических событий столетней давности отразилась в произведениях скульптора.

А потом на стене был обнаружен и фотопротрет Хари, расставивший точки над «и». Один из экспонатов специальной селекции Сандро Арабяна «Мой армянский род»  — работа, ничуть не менее выразительная, чем скульптуры его отца.

4

Можно поздравить организаторов, придумавших соединить в одном месте фото, бронзу и стекло — получилось убедительно и интересно, и с концептуальной, и с художественной точки зрения. Поэтичная пластика Арабяна-старшего в обрамлении портретов реальных людей как будто приобрела новое измерение, наполнившись неожиданным смыслом. Возможно, неожиданным для обоих авторов. Например, скульптура по определению «слепа» (недаром же древние римляне и греки раскрашивали глаза статуям своих героев — практика, утраченная мировой культурой с течением лет). И тут на помощь воображению как раз приходят фотопортреты…

А наличие среди гостей открытия немалого числа людей с характерными профилями, позволило провести беглый сравнительный антропологический анализ. И убедиться, что в своих работах Хари Арабян с кажущейся лёгкостью передаёт не только специфические черты армянского фенотипа, но и те неуловимые абстракции, которые принято величать затертыми до дыр штампами — «загадка национальной души», «мечта о чём-то большем», «харизма»…

18И интересные технические приемы художника, и выбор материала, и национальная специфика  — это, конечно, вещи важные, но, всё-таки, второстепенные. Главное — талант, а он, во-первых, штука вненациональная  и иррациональная, а в-вторых, в случае Арабяна — очевиден даже дилетанту. И кое-что из выставленной  в А & G пластики малых форм работы маэстро окончательно убедили пишущего эти строки и  в самобытности этого художника, и в его, в хорошем смысле, анти-местечковости, глобальности, общечеловечности. Творчество Арабяна — явление, которое сложно вписать в какие-то бургасские, армянские или болгарские рамки. И эта «общечеловечность», способность так выразить эмоции, что чужая боль становится физически ощутима зрителем, судя по всему, рождается у него как-то сама собой. Боль не просчитаешь на калькуляторе, не вычислишь при помощи законов маркетинга… Мастер явно творит,  ведомый не холодным рассчетом заказа, а личными чувствами и интуицией. И так здорово у него получается именно потому, что он Мастер, а не ремесленник.

26

С такими мыслями пишущий эти строки и поспешил домой, поскорее навести справки о Хари и Сандро, чтобы проверить собственные ощущения.

Вот что пишет о Хари Арабяне он-лайн энциклопедия армянского фонда «Хайазг»:

«Выдающийся болгарский художник Хари Арабян родился 10 января 1959 года в г. Бургас.

Блестяще закончил Национальную Художественную Академию в Софии по специальности скульптура у профессора Л.Прахова в 1992 году.

Свою первую награду получил на выставке в Венгрии. Член союза художников Болгарии, он принимал участие во всех выставках союза, а также в международных выставках самого высокого уровня таких как :

  • Осенний салон в Париже 1992 г.
  • Международный симпозиум маленькой пластики во Франции в 1994 году

В 1993-2007г.г. проходили персональные выставки в Болгарском парламенте, Бургасе, Софии, Пловдиве, Смоляне.

В 1998 г. В Бургасе открыт памятник жертвам геноцида над армянским народом, автором которого является Хари Арабян.

Его произведения находятся в престижнейших частных коллекциях в США, Франции, Италии, России, Люксембурге.

Работы Хари Арабяна давно стали визитной карточкой Болгарии — уникальная техника, тонкая ручная работа, безупречный вкус автора по достоинству оценено во всем мире. Во время официальных визитов болгарское правительство дарит произведения Хари Арабяна главам делегаций и видным политическим деятелям, в числе которых Папа Иоанн Второй, Билл Клинтон.»

Даже если оставить в стороне пышные восточные  эпитеты (понятно, что армянин армянина в энциклопедии ругать не будет), нельзя не согласиться с общим смыслом оценки. Действительно же — «выдающийся»! И действительно, «уникальная техника и безупречный вкус». Хорошая вещь- энциклопедия. Одна заметка в несколько строк позволяет соединить в себе Бургас, Софию, памятник геноциду, Люксембург и даже Папу Римского…

25

А на страничке питерской галереи «Моховая,18» можно посмотреть на «царские чаши» Арабяна — опять же, стекло и металл, но уже в совсем другом сочетании. Арабян многолик и разностронен. (Забавно, автор этих строк, как  поживший в Москве дремучий провинциал,  не знал о существовании Моховой улицы и в нашей Северной столице. И на следующий день, в другом месте, дободался до господина Арабяна с вопросом — как в коммерческом плане прошла его московская персональная выставка. А в ответ на искреннее недоумение скульптора даже пытался убедить Хари в том, что кто-то выставил его работы в России, не уведомив. Примите извинения, маэстро! Ошибочка вышла. Оказывается, Моховых в СНГ много…)

А вот и болгарский источник — из него мы узнаем, что нынешняя -уже не первая совместная экспозиция отца и сына. Хари  и Сандро давно и успешно сочетают стекло, металл и фото. Молодцы!

А здесь —  ссылочка на еще одну болгарскую новостную заметку, 11-летней давности. О выставке в бывшем дворце. Так можно проследить творческий путь художника…

И наконец, официальный сайт мастера. Там много дополнительной информации для интересующихся.

О его сыне Сандро как представителе художественной династии, поставившем крест на семейной традиции (известными в Болгарии художниками являются не только его отец, но и мама, и бабушка с дедушкой, но Сандро сделал другой выбор), мы поговорим в следующий раз. Творчество этого интересного фотографа стоит отдельного рассказа.

19

На выставке представлены 15 скульптур Хари и 15 фотографий Сандро, итог работы последних 2-х лет. Их можно приобрести по весьма солидным ценам (так, нижняя цена фото — 250 левов, а самое дорогое из произведений Арабяна-отца — стеклянное распятие, продается за 4800 евро. Но поверьте, оно того стоит!)

21

Но даже если вы не коллекционируете произведения изящных искусств, ничто не мешает вам с пользой для души и разума провести полчаса в галерее на ул. Шкорпил, 13 и составить свое впечатление о творчестве Арабянов. Может быть, оно будет отличаться от нашего. Но сильные эмоции — гарантированы. А если вы совместите осмотр выставки с прослушиванием камерного концерта или походом на один из литературных вечеров «весеннего салона искусств» — вы гарантировано найдете и в бронзе, и в стекле, и в фото кое-какие нюансы, ускользнувшие от нашего взгляда.

Экспозиция доступна для осмотра до 30 апреля.

Страница галереи в фэйсбуке.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s