Васил Левски, Апостол Свободы, национальный герой Болгарии, Возрожденцы - Варна, Varnaru.me

Апостол

Сегодня – 141 год со дня казни выдающегося революционера-демократа Васила Левского. К сожалению, большинство русскоязычных читателей мало что знает о жизни, взглядах и деятельности этого яростного борца за свободу, социальную и национальную справедливость. Фигура Диакона поистине священна для болгар. И мы их прекрасно понимаем. Для тех, кто желает восполнить пробелы в своих элементарных знаниях, не заглядывая в болгарскую «уикипедию», мы публикуем некоторые, самые общие, факты и даты из биографии Апостола Свободы.

1. Васил Левски — Василъ Лѣвскій (по старым грамматическим нормам) – прозвище национального героя. Настоящие имя и фамилия его – Васил Иванов Кунчев (вариант – Кънчев). Родился в городе Карлово 18 июля 1837 г. Казнён через повешение в Софии 6 февраля 1873 г. (по старому стилю). В некоторых русских источниках упоминалось о том, что, якобы, накануне казни Васил размозжил себе голову о стену тюремной камеры из опасения, что ему не хватит храбрости встретить достойно смерть на эшафоте, и был повешен уже полумертвым, в бессознательном состоянии. Эта информация вряд ли соответствует действительности, так как очевидцы экзекуции в воспоминаниях о ней утверждают, что Левски на эшафоте был бодр, и только во время последней исповеди священнику прослезился, попросив молиться о иеродиаконе Игнатии (так Васила звали во время монашеского послушания).
2. Кличку Левски («львиный») Васил заслужил благодаря своей безумной храбрости. По одним данным, это произошло во время гимнастических упражнений, когда Васил проходил военную подготовку в составе эмигрантского добровольческого формирования Первой Болгарской Легии – якобы, он совершил фантастическй «львиный» прыжок. По другой версии, так его прозвал сам отец болгарского революционного национализма Раковски за проявленную ловкость и отвагу, во время сражения с турками за белградскую крепость. В любом случае это произошло не ранее 1862-го и не позже 1863-го года в Сербии, где болгары-волонтеры помогали славянским братьям в борьбе за независимость.
3. Один из спорных вопросов болгарской историографии – был ли Левски масоном? Большинство болгарских ученых категорически отрицает такую возможность. Но некоторые указывают, что в 1861-м году он прошёл обряд посвящения в одной из лож. Мы не знаем, как было на самом деле, но молодой патриот явно был знаком с масонскими идеями. Хотя к его идеалам – Святая и Чистая Республика, этот вопрос имеет весьма косвенное отношение.

4. Прозвище Апостол свободы Левски получил из-за своей деятельности в составе тайной заговорщической Внутренней Революционной Организации. «Внутренней» организация называлась потому, что планировала действовать именно в Болгарии, а не в среде политэмигрантов. Хотя сама находилась в недавно освободившейся от турок Румынии. ВРО нелегально засылала своих «апостолов» на болгарские земли для организации сети революционных комитетов. Левски, как талантливый оратор и пропагандист, проявил в этом сложном конспиративном деле и недюжинные организаторские способности: вскоре после его засылки на Родину в 1869-м году, вся территория Болгарии была покрыта сетью успешно действовавших местных комитетов, ведших подготовку всеобщего вооруженного восстания. Апостолов у ВРО было много, но Апостолом Свободы обычно называют именно Левского.
5. Другое прозвище Левского – Дяконът, связано с полученным им религиозным образованием и духовным саном. Он действительно был дьяконом. Оставшийся в 14 лет без отца парень не смог окончить «взаимное училище» в Карлово и вместе с двумя братьями был вынужден заботиться о семье. Он стал ремесленником –«абаджия», выделывающим грубые шерстяные ткани для традиционной болгарской одежды. Но в 1855 году стал послушником у своего дяди Василия, таксидиота в Хиландарском монастыре в Карлово, впоследствии — в Стара Загоре. В 1858 г. принял монашество под именем Игнатия. Был рукоположен в иеродиаконы в 1859 г. (в 22 года) лично пловдивским митрополитом Паисием. Когда, после знакомства с Раковским, бывший монах предпочел службу Родине, а не Богу, родной дядя, к тому времени архимандрит, отрекся от него, предал анафеме и даже возбудил против него следствие, вовремя прекращенное пловдивским митрополитом.
6. Прозвище «Джингиби» (Неуловимыйтур.) было дано герою друзьями, восхищенными его умением скрываться от рук турецкой полиции в самый последний момент.
7. Вообще-то, у Левского было несметное количество революционных псевдонимов, использовавшихся как для публикации статей в революционной прессе, так и для собственно конспиративной деятельности.
Вот некоторые из них: Васил Иванов, Васил Дякон — Левски, Васил Иванов Кунчев, Васил И. Лъвский, Васил Лъвский (В. Лъвский), Васил Левски (В. Левски), Васил Гинин, Дяконът, Дякончето, Дякон Игнатий (Игнатие), Дякон Игнатий-Левский, Дякон Васил Левски, Дякон Левски, Левский, Ас. Дер. Кър[д]ж[алъ], Дидьо Пеев, Добри Койнов, Иван Фетваджиев, Нико Жеков, Петко, Петър г. Пенев, Първан Найденов [?], Руси Веледи Рачов (Руси, син на Рачо), Стан Станчулеску, Стойчо Бешикташът Аслан (Арслан) Дервишоглу (Дервишооглу, Дервишоолу). Аслан Дервишоолу (Дервишоглу) Кърджала (Кърджал, Карджалъ), Аслан Димитроолу Ованес Ефенди, Аслан (Арслан) Ефенди, Асланоолу (Асланоглу) Видинли, Афъз ага (Афъзаа), Афъз Ефенди, Бай Вълчо Драгньов (Драгнюв), Бай Драгню (Драгньо), Бай Филип, В. Лъ-кий (Лъ-кий), В. Л., Вълчо Драгнюв (Драгньов), Дервиш Мехмед (Меемет) Кърджалъ, Дервишоглу Аслан, Дервишоглу Аслан Ефенди, Димитроолу (Димитроглу) Ованес Ефенди; Драган Мирчов, Драгой Стойчев, Драгойчо, Драгойчо Иванов, Драгню, Драгню Костов, Драгомирчо Иванов, Ефенди Аслан Дервишоглу (Дервишоолу), Ибриямаа (Ибриямага) Анадоллу, Кърджалията, Кърджалъ Мустафа Дервишоглу, Мамудая (Мамудаа) Едирнели, Никола Раанелов [?], К. Ив. Марков, К. Н. Марков, Неболлу Чизмели Кърмъзъ, Тропчу, Хаджи Ахмед (Амет) Съръ Азис Рушидоглу, Хаджи Ахмед Саръ Чизмели Кармъзъ, Хаджи Асанаа (Асанага), Стан Станчулеско, Кешиш Първан, Филип.
Как видим, многие из этих имен, на часть из которых были выписаны фальшивые паспорта, — турецкие, греческие и армянские. Васил Левски владел этими тремя языками в совершенстве, что неоднократно помогало ему менять свою внешность и беспрепятственно путешествовать по всей Болгарии, выдавая себя то за турецкого дервиша, то за греческого монаха, то за армянского торговца. Это, безусловно, говорит нам и о его артистических способностях к перевоплощению.

«Болгары! Кто вас освободит, тот вас и поработит.» Васил Левски

8. В 1869-м году Левски убеждается, что всеобщее восстание вряд ли наступит скоро, и, разочарованный в готовности собственного народа к революционному выступлению, снова отправляется в Румынию. Здесь он, вместе с Любеном Каравеловым, участвует в создании Болгарского Революционного Центрального Комитета – организации, стремившейся убедить эмигрантов в необходимости более серьезной работы среди масс на родине. Лидеры БРЦК утверждали, что в борьбе с турками болгарский народ должен рассчитывать исключительно на свои силы. А не на помощь зарубежных государств (подразумевались, прежде всего, активно вмешивающиеся в болгарские дела Россия, Сербия и Австро-Венгрия). В этой связи известны пророческие слова Левского: «Болгары! Кто вас освободит, тот вас и поработит».
9. В 1870-м году стремящийся к активным действиям Левски возвращается в Болгарию. Восстанавливает разгромленные комитеты, объявляя их филиалами ВРО, организует внутренний БРЦК в Ловече, вскоре объявленный Временным Правительством Болгарии. Левски был первым из болгарских революционеров-националистов, призвавших к пропаганде среди имущей прослойки крестьянства – «чорбаджии» (отдаленный аналог нашего кулачества). Остальные идеологи восстания не доверяли зажиточным хозяевам в виду их вольного или невольного сотрудничества с османской администрацией. Впрочем, Левски оговаривался, что в случае, если чорбаджии отказываются добровольно помогать подготовке бунта финансами, против них вполне возможен и революционный террор.
10. 22 сентября 1872 г. друг Левского и член ревкома Димитър Обшти организует неудавшееся ограбление турецкой почты в г. Арабаконак, для пополнения кассы комитета. Левски был против, но его поддержал только один из революционеров — поп Кръстю Никифоров. Арест участников ограбления стал фактически разгромом организации. В этот неудачный, с точки зрения текущей политической ситуации, момент Васил получает от Каравелова распоряжение о незамедлительном начале вооруженного восстания. Понимая невозможность, несвоевременность и бессмысленность такого шага, Левски отказывается выполнять распоряжение заграничного начальства. Он решает спасти архивы ВРО, вывести их из Ловеча в Румынию. Но тут на его пути встает технический прогресс: османская полиция обладает фотографией опасного мятежника, а также точным описанием его примет и привычек, и всеми паролями и явками конспиративных квартир. Копы «пасли» его к этому моменту уже довольно долго, о чём храбрый боевик не догадывался. Однако, 27 декабря 1872 г. Левски был довольно случайно схвачен возле м. Къкринско ханче (восточнее Ловеча) полицеским патрулем, как подозрительная личность. Долгое время местные служители порядка даже не догадывались, кто сидит у них в участке. А неверие в случайность ареста среди исследователей породило множество конспирологических версий о том, что Апостол стал жертвой предательства одного из комитетчиков. Чаще всего среди тайных агентов полиции назывались имена попа Кръстю и Марина Поплуканова, но ныне большинство историков не считает доказательства гипотетической измены убедительными. В русских источниках можно прочитать о том, что архив ВРО, который он пытался спасти, был уничтожен Левским перед арестом. Но на самом деле бумаги, содержащие важные данные о всех членах организации, были спасены, и впоследствии попали к известному революционеру Захари Стоянову. А пропавшая казна Комитета была найдена в тайнике дома Марина Поплуканова, сто лет спустя, в 1972-м году.

11. Левски, с точки зрения идеологии, – абсолютно уникальная фигура  в болгарской истории. Нет ни одной политической силы в стране, которая не отождествляла бы свою деятельность с его теоретическим и публицистическим наследием. За исключением, разве что, партий, защищающих интересы национальных меньшинств. Республиканец, националист, федералист, утопический социалист, анархист, народник, да ещё — возможный масон, террорист-подпольщик. Поп-расстрига и крайний радикал, считавший все народы братскими, боровшийся за освобождение сербов, и, в то же время, с некоторым предубеждением относившийся к царской России – это делает его слова, мысли и дела чрезвычайно удобными для любых инсинуаций и интерпретаций. С 1878-го года не было ни одного правительства в Болгарии, которое бы отрицало масштаб этой личности или пыталось критиковать его деятельность. Что при коммунистах, что при царском режиме (который в СССР официально называли монархо-фашистским) Левски – национальный герой. Этим всё сказано. И поныне портреты его можно увидеть как в руках у крайне-правых националистов на Луковом марше, так и на агитационных материалах евро-ориентированной ГЕРБ, на плакатах анархистов или в прессе  «розовой» БСП.
12. Память о Левском увековечена в Болгарии повсеместно. Наверное, нет ни одного населенного пункта в стране, где не было бы названных в честь него улиц, организаций, школ, спортивных клубов и т.д. Имя его носят: гора на острове Ливингстон и горный хребет в Антарктиде. В 2007- м году Васил Левски был официально назван «Величайшим болгарином всех времён» в самом первом издании популярного телевизионного шоу. За него проголосовало 59000 зрителей.

Однако, такое официальное признание ничуть не мешает тем искренним уважению и любви, которые испытывают к Неуловимому простые болгары. Всех возрастов. Всех взглядов. В этом смысле Левски – один из отцов нации, его имя – одна из настоящих, а не выдуманных духовных «скреп» (да простят нам употребление этого слова противники «системы» в РФРед.), соединяющих болгарское общество в единый организм. Чем-то отношение к Апостолу похоже на отношение китайцев к Сунь Ят-сену.
К сожалению, ни одной, абсолютно бесспорной для всех и каждого, фигуры такого плана нет в российской истории. Может быть, в этом и причина нашей вековой разобщенности и взаимной агрессии?

Один комментарий на “Апостол”

Оставьте комментарий