Contempo 7. Graffit Gallery

Contempo 7. День 2-й: история и современность варненской скульптуры в «Графите»

29 апреля в самом большом зале самой фешенебельной галереи Варны «Graffit»  открылась самая масштабная выставка из программы проходящего в городе фестиваля современного искусства Contempo 7«Пласты и траектории».

графитВ этот раз под пристальным взглядом кураторов оказались работы скульпторов — представителей самых разных поколений и художественных школ, рожденных в Варне или же избравших «жемчужину болгарского Черноморья» местом для жизни. И оставивших здесь о себе добрую память в виде объектов материальной культуры. Поэтому смысл названия выставки лежит на поверхности: пластов  у варненской скульпутры много, а траектории авторских судеб редко бывали прямолинейными, подчас выписывая затейливые узоры.

Contempo 7. Graffit Gallery
Мария Начева. Материнство

Открытие можно считать не просто успешным, а мегауспешным — публика морской столицы  проявила должный интерес к творчеству своих земляков. Многие местные деятели культуры, а также и зарубежные участники «Контемпо» сочли необходимым ознакомиться с этой интересной экспозицией.

Contempo 7. Graffit Gallery
Посетители выставки

В официальном пресс-сообщении групповая выставка называется «представительной». И в этом смысле релиз не врёт: «Пластове и траектории» дают если не исчерпывающее, то довольно объемное представление о путях развития варненской скульптуры, о творческих исканиях и терзаниях мастеров резца, о темах, волновавших местных artist’s на протяжении всего 20-го столетия и первых лет века нынешнего.

Вместе собраны произведения 33-х авторов, среди которых немало маститых и уважаемых, известных далеко за пределами страны, но есть и таланты  помоложе, продолжающие активно творить сегодня.

Contempo 7. Graffit Gallery
Был на октрытии и исчезающий объект современного искусства: печеньками с него закусывали вино гости дорогие

Скульптура — вещь сложная, громоздкая, дорогостоящая, и требующая особого внимания в деле её подачи зрителю. Ошибки с освещением или расстановкой объектов относительно друг друга могут привести к печальным результатам. И, напротив, бережное отношение селекционеров к творениям, их знание выставляемого предмета, вкус в выборе контрастов и контрапунктов соседствующих объектов   —  залог адекватного восприятия эскпозиции зрителем.

Contempo 7. Graffit Gallery
Гости рассматривают искусство

Что касается организации пространства в «Графите», то, слава Богу,  старания не кураторов не прошли даром: придраться не к чему, экспонаты хорошо читаются и производят должное впечатление.

Большой респект инициаторам проекта (выставка- совместное детище «Графита», Содружества варненских художников и оргкомитета Contempo 7 , кураторами указаны Петра Димитрова, Венцислав Марков и Дора Дончева). Они проделали поистине титаническую работу.

Отдельно можно отметить наличие фотоснимков и текстов, разного рода сопутствующих материалов, помогающих погрузиться в контекст того сложного времени, в котором создавались произведения некоторых из участников выставки.

Contempo 7. Graffit Gallery
Экспозиция Барамова-старшего

Как пример приведем  место в эскпозиции, выделенное для знакомства с творчеством Евгения Барамова. Варненцам  произведения этого мастера известны лучше, чем его фамилия. Барамов —  один из соавторов Памятника Болгаро-Советской дружбы, автор первой в стране монументальной абстракции «Движение«, что стоит у Автогары. Он же изготовил и памятник Любену Каравелову на Аллее Возрождения в Морской Градине. Около 40 работ  его украшают улицы и площади разных городов Болгарии…

Кроме  пластической миниатюры Евгения, представлены его государственные награды, фотоснимки и сопроводительный текст к ним авторства его сына Роберта, тоже прекрасного художника, уже знакомого нашим постоянным читателям. Основная мысль этой интересной записки до боли знакома и многим советским художникам, на своей шкуре почувстовавшим покровительственное «поглаживание» железной эпохи: обращение к малым формам было для Барамова своеобразной формой эскапизма, бегства от авторитарной действительности с её порой нелепым догматизмом. Желающие почитать «объяснительную» Барамова-младшего могут найти его в объемной фотогалерее к нашей статье.

Contempo 7. Graffit Gallery

В частной беседе с нашим корреспондентом специально приехавший на выставку из Софии Роберт сожалел, что у отца, в период творческой активности почти не заботившегося о порядке в личных архивах, уцелело очень мало дневниковых записей, фотоснимков первых этапов работ и документов. Особенно интересно было бы взглянуть на договор заказа с представителями власти, почитать техническое и творческое задание художнику от идеологических работников тех лет…

Нельзя пройти мимо имени Кирила Шиварова — легендарного варненского скульптора и архитектора. Его творческое наследство разбросано по всему городу — многие изумительные скульптурные украшения фасадов зданий ( в т.ч. Экономического университета), фонтан у Морского казино в Приморском парке и пр. В честь него, почетного гражданина города (посмертно) в Варне названа улица. Мэтр занял свое достойное место  в ретроспективной экспозиции.

шиваров

Интересная работа из бумаги «Молитва за Рая» предлагает по-другому взглянуть на творчество живого классика варненской скульптуры Алёши Кафеджийского, мастера многогранного и разностороннего, обладающего даром не растерять в этой многосторонности свое собственное лицо и узнаваемый почерк.

Contempo 7. Graffit Gallery
Альоша Кафеджийски. Молитва за Рая.Фрагмент.

Любопытна метафоричная бронзовая Композиция 1 Киро Янева, обладателя массы престижных наград. Очень выразительная пластика…

Contempo 7. Graffit Gallery
Композиция 1. Киро Янев — под пристальным взглядом посетителя.

Ничуть не менее интересны  лаконичные вещи Веселина и Марии Начевых, выразительный «Автопортрет» Христо Йорданова, странный «Танец» Огняна Крастева и вызвавшая споры модерновая, пластиковая, округлая «Венера» Ивана Иванова-Ивани.

То, что мы упоминаем именно эти фамилии, ничуть не свидетельствует о том, что остальные хуже или произвели меньшее впечатление — нет, речь идет о том, что запомнилось, врезалось в память с первого взгляда…

В целом, сложилось впечатление, что чем старше автор и чем древнее его работы — тем они интереснее и с концептуальной, и с технической точки зрения. Из более молодых авторов 0тметим Христо Христова, представленного небольшой бронзовой «Към билото». Из самых молодых как показательную можно выделить  проволочно-текстильную «Безымянную» работы Стефки Георгиевой, как очередную юмористическую иллюстрацию   тезиса » у каждой женщины должна быть змея».

Contempo 7. Graffit Gallery

К сожалению, формат нашего сайта, да и недостаточная информированность пишущего эти строки не позволяют подробно разобрать каждую представленную работу, и, хотя бы в двух словах, описать основные вехи биорафий их творцов — получится такая длинная и объемная статья, что никто никогда в жизни её не осилит. Тут материала — не на одну моногафию…А мы в Варне недавно, и даже не можем понять, насколько эта коллекция субъективна, насколько репрезентативна и как отражает реальное состояние дел. Не ускользнуло ли от внимания кураторов нечто более существенное? Будем разбираться в этом вопросе, время есть…

А для любителей статистики приводим полный список всех авторов «Пластов  и траекторий» (по болгарской традиции, в алфавитном порядке размещаются  имена творцов, а не фамилии — Ред.):

Адриана Добрева (1961)
Альоша Кафеджийски (1937)
Васил Василев (1957)
Венелин Божидаров (1955)
Венелин Иванов (1950)
Венцеслав Антонов (1942)
Венцислав Марков (1984)
Веселин Костадинов (1955)
Веселин Начев (1920)
Галина Станева (1979)
Димитър Борисов (1952)
Евгени Баръмов (1938)
Живко Дончев (1972)
Иван Иванов – Ивани (1942)
Иван Ковачев (1927-2003)
Кирил Шиваров (1887-1938)
Киро Янев (1950)
Мария Начева (1926)
Нанко Панайотов (1946)
Ненко Чернев (1954)
Николай Нинов (1973)
Огнян Кръстев (1945)
Павел Джеферов (1930-2004)
Петър Мравилников (1958)
Петър Пенев – Желязото (1950-2014)
Пламен Аврамов (1957)
Пламен Братанов (1955)
Рая Георгиева (1978-2009)
Стефка Георгиева (1976)
Стойчо Никифоров (1950)
Христина Цонкова (1984)
Христо Йорданов (1915-1984)
Христо Христов (1963)

Contempo 7. Graffit Gallery
Польский гость Петер Биес — он участвует в международной скульптурной встрече в рамках фестиваля

Поэтому нас порадовал роскошно изданый каталог — если бы не ограниченность пространства на  сайте и не хронический цейтнот, в котором находятся оба наших  умеющих писать автора, мы бы перевели его, и опубликовали целиком и полностью. Он того стоит. Вообще, собранный в нем материал мог бы стать основой для прекрасного информативного сайта  об истории варненского искусства, эдакой виртуальной  ретроспективной выставки «От А до Я». Но кто бы этим занялся?

Contempo 7. Graffit Gallery
Иван Иванов-Ивани. Венера

Выставка работает до 1о мая. Всем, кто желает поближе познакомиться с Варной и лучше узнать её творцов, почувствовать то почти неуловимое, что их связывает с городом, его историей и современностью, рекомендуем.  Мы, например, точно посетим «Графит» ещё раз. Чтобы получше рассмотреть некоторые объекты, в тишине и спокойствии, без характерной для открытия суеты.

Адрес галереи — Бул. Княз Борис I, 59А

Сайт «Графита» — http://www.graffitgallery.com/

Реклама

Contempo 7. День 2-й: история и современность варненской скульптуры в «Графите»: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s