В понедельник, 27-го апреля, в фотосалоне «Морско Синьо», принадлежащем одноименному местному содружеству, развивающему международный культурный менеджмент, молодой шведский художник Фабиан Оловсон явил варненской публике серию концептуальных рисунков «2-я диаграмма ритма».Выставка проходит в рамках фестиваля современного искусства CONTEMPO 7, но стартовала еще накануне его официального открытия.
Вот как объясняет свои новые работы сам автор:
«В этих рисунках я исследую различные ритмические структуры. Думаю, что мы можем найти ритм во всём. И это то, что важно для меня, как для художника. Даже в процессе создания своих скульптур или в темпе, в котором движется моё тело, когда я творю. И ритм этот может быть канализирован в три различные линии, подобно музыке или эстетике. Эти рисунки исполняют для меня как раз эту задачу, т.к. они канализируют различные пути работы с абстрактными скульпутрами и инсталляциями.»

Двое представителей нашей редакции отправились посмотреть, что наканализировал Фабиан. И обнаружили на стенах салона листы нотной бумаги, местами вторично организованные путем порезов и склеек, и исчерканные забавными узорами.
А в зале — самого автора, его землячку Линду Эмили Аль-Хусейн, хозяек салона Светлану и Радостину из «Морско синьо», куратора Дору Дончеву и художницу Фрину Лазаро с маленькой девочкой в косюме Минни Маус. И художника Петра, фамилии которого мы еще не знаем. И все имели при себе фотоаппараты, которых в фотосалоне и без того предостаточно…
Тот редкий случай, когда посетителей официальной церемонии открытия выставки можно было буквально пересчитать по пальцам, не прибегая к помощи ног.

Увы, зритель в массе своей не захотел идти на ул. Иван Аксаков, 39. Не потому, что он не любит современное искусство или не интересуется Швецией, а потому что — понедельник, который, как известно, и в Болгарии — день тяжелый. Что, впрочем, ничуть не смутило ни художника, ни организаторов. Вина-то было припасено достаточно! В результате ничего официального-казенного в том открытии не было. Была фотосессия в режиме «все снимают всех», и долгие, ненапряжные и чуть ленивые приятельские беседы на дичайшей смеси болгарского, английского, шведского и русского. Обо всём на свете, кроме современного искусства — о местном вине, количестве русских в Варне и Хельсинки, двух литературных нормах норвежского языка и даже хоккее с мячом. Отлично провели время!

Впрочем, по уверению организаторов, во вторник и среду дела с посещаемостью пошли гораздо лучше, народ потянулся — видимо, сработал эффект «сарафанного радио». Ну, и слава Богу! Небольшая экспозиция, наверное, не дает полного представления ни о творчестве самого Фабиана (довольно многоликого артиста), ни о состоянии дел в шведском contemporary art (это вообще — отдельный континент). Но поводов для раздумий она подкидывает немало.

Что же можно сказать о рисунках Оловсона? Да много чего. Графический ритм каждого отдельного произведения, местами — чёткий и размеренный, местами синкопированный, но всегда — довольно безумный, принесен в жертву плавающему и скачащему темпоритму серии вцелом. Только ознакомившись со всеми работами по очереди, и «почувствовав разницу», можно догадаться, что имел в виду художник.
Местами его псевдоноты похожи на каляки-маляки еще не обученых грамоте дошколят, местами напоминают узоры вышиванок несуществующих народов, черты и резы огамического письма древних кельтов, знаки штрих-кодов или гадательные руны малость свихнувшихся берсерков.

Кое-какие элементы этой одному чёрту понятной писанины явно отсылают нас к тестам Роршаха или формам лярв беспозвоночных. Но дело не в самих знаках, конечно же, и не в методах их упорядочивания.

В принципе, для человека, не умеющего оличить «ре» от «ми» на нотоносце, ценность информации, закодированной в рисунках Фабиана, равна ценности нот любого инонационального гимна или любого бессмертного творения Моцарта. Ему что современное нотное письмо, что средневековые невмы, что древнерусские «крючки» — всё едино.
Дело в том самом ритме, нелинейном, ломаном и даже витиеватом, но явно присутствующем, и даже захватывающем. Эдакий себе брейк-бит, извините. А может быть, и не брейк-бит, а просто меньше вина надо пить на презентациях автору этих строк…
А на страничке фэйсбука Фабиана красуется нечто «более другое», но тоже вполне ритмичное:
Но к нашей истории этот супер-бутерброд не имеет никакого отношения. Нам искренне жаль, что у нас не хватило ума привести с собой на открытие какого-нибудь обладающего известной фантазией и, желательно, сильно пьющего, трубача (или гайдаря-волынщика), и заставить его попытаться воспроизвести рисунки Фабиана при помощи своего инструмента. Пусть даже не читая нот с листа, а лишь импровизируя на тему увиденного. Отличный бы перформанс получился… Ну, ничего, в следующий раз так и сделаем…
Спасибо организаторам за приглашение, хозяйкам салона — за радушный приём, а художникам из Швеции — за то,что приехали. Мир, дружба, искусство!
А специально для Фабиана и Эмми звучит наша любимая шведская народная песня в отличной аранжировке от Hootenanny Singers . Довольно римичная, кстати.
Невозможная музыка ритмичного Фабиана Оловсона: 3 комментария