Contempo 7: о хлебе и зрелищах в предвкушении открытия

Официально 7-й международный фестиваль современного искусства CONTEMPO откроется только 28 апреля. Но в этом году оргкомитет решил как следует  разогреть внимание публики  — уже третье событие как никогда обширной фестивальной программы стартовало воскресным вечером. На этот раз —  в правом крыле первого этажа Городской художественной галереи.

В выставке, проходящей в трёх салонах ГХГ сразу, принимают участие четверо художников. Двое из них — болгаро-французский дуэт из Страсбурга Димитар Димов и Лора Азза, представили совместный проект «Метаморфозы». Инсталляция и рисунки экзотической для варненских широт шведки Linda Emily Al — Ghussein составили раздел «Сan i go out and hunt tonight?», а вечно кочующая между Миланом, Антверпеном, Софией и родной Варной болгарка с не менее звучным артистическим именем Frina Lazaro выставила объекты под девизом «В поисках универсального кода красоты».

4

Сама церемония открытия, как обычно, не заняла много времени. И, почему-то, прошла очень  весело. Лидер фестивальной команды Дора Дончева, смеясь, представила публике застечниво улыбающихся авторов работ, и напомнила о проходящей параллельно в другом конце ГХГ выставке «Неизвестные лица» (и снова поздравляем кураторов с отличной идеей —  наличие этой прекрасной селекции классической скульптуры рядом с современными инсталляциями как нельзя лучше позволяет оценить путь, пройденный визуальным искусством за последние 100 лет). И тут же пригласила всех на следующее мероприятие — 27-го апреля,  в 18.00 в салоне содружества «Морско синьо» художник из Швеции Фабиан Оловсон представил серию рисунков «2-я диаграма ритма».

8
Дора и авторы. Фрагмент открытия

От лица зрителей слово взяла Антония Йовчева, курирующая вопросы культуры в Общине. Она, тоже с улыбкой на устах, поблагодарила Дору за многолетние труды на ниве народного просвещения и пропаганды contemporari art в морской столице. И, продолжая улыбаться, отметила, что в этом году, благодаря муниципальному фонду «Культура», фестиваль «Сontempo» наконец-то получил финансовую поддержку городских властей. Отрадно! Так держать, Община!

После ответных улыбок и аплодисментов (искренних!), собравшиеся в приподнятом настроении перешли к внимательному осмотру и неспешному обсуждению экспозиции, потягивая красное винцо.

36
Посетители

Пожалуй, наиболее вменяемой, хорошо понятной и общедоступной символикой из всего выставленного обладают как раз артефакты Димова и Азза. Продукты питания как объекты искусства — это почти всегда весело. Это заставляет зрителя не только вспомнить об ужине, но и задуматься о тотальной неразберихе сегодняшнего пост-модернистского мира, в котором победа консьюмеризма над здравым смыслом, мучительные поиски этого самого смысла там, где его нет, как  и всеобщее «отчуждение в толпе», ощущаются  буквально во всём.

30

Кажется, аппетитные клавиши от компьютерной клавиатуры, тонущие в чаше с молоком наподобие квадратных сегментов плитки шоколада, они как раз об этом… Некогда дефицитные ананас с апельсином тоже превратились в симулякры не зря, намекая и на растворение личности в цифровой среде в эпоху информационного общества (с его зависимостью от гаджетов и точек доступа), и на вредную привычку потребителя лайкать котиков в фэйсбуке за здоровым вегатерианским завтраком.

31

В центре экспозиции этого интересного творческого тандема — уходящая под потолок веревочная лестница из хлебных багетов, нанизанных на деревянные палки  («как бояре, посаженные на кол легендарным любителем кровожадных перформансов Владом Цепешем», по подслушанному нами определению одного из оказавшихся рядом варненских художников). По мнению авторов, сие олицетворяет собой пресловутую «пирамиду Маслоу».

29
Лестница в небо. Из хлеба

Ох, сколько ассоциаций она вызывает у зрителя — тут тебе на ум приходят и ветхозаветная «лестница Иакова», и посвященная ей заезженная песня волосатиков «Led Zeppelin«, и финальные титры осточертевшего в детстве советского фильма «Тот самый Мюнгхаузен», и даже пресловутый «золотой батон» Януковича. Сообщение нашего корреспондента, что багеты, из которых состоит «стълба», многие русские неверно называют «французскими булками» (болгарское слово «булка» — это русское «невеста») вызвало невольный смех парочки местных мастеров искусств, и, безусловно, усилило присущий этой неспешной светской беседе оттенок каннибализма.

Конечно, лет 25 назад, при русском советском социализме (царизма автор по молодости лет не застал), с его культом хлеба и хлеборобства, такое произведение ни за что не прошло бы цензуры, а художникам крепко влетело бы за кощунство. Ведь хлеб же — «всему голова» и его «к обеду в меру бери — он драгоценность, им не сори»… Из разговора с местными художниками выяснилось, что и в Болгарии  культ  хлеба как источника жизни (символа и тяжелого труда, и тела Христова и т.д.) тоже веками лелеялся народом. Так, например, переворачивать его во время резки «вниз головой» считалось таким же грехом, как и подобная процедура с  крестом…

33

Однако, в свободное время мы живем! Отчего, конечно, «современным» художникам творить всё труднее. Некогда «шокирующее» нынче мало, кого шокирует, а чтобы  спровоцировать пресыщенную публику на непредсказуемую реакцию, надо очень постараться.  Все ко всему привыкли, все всё видели. Кажется, начнись сию секунду зомби-апокалипсис, никто не удивится, а просто потянется к ближашему гипермаркету, чтобы в нем забаррикадироваться, как герои фильмов Джорджа Ромеро.

Фрина Лазаро у одной из своих работ
Фрина Лазаро у одной из своих работ

Одного взгляда на стеклянных женщин, украшенных довольно известной и в Италии, и в Болгарии Фриной Лазаро, достаточно, чтобы понять, что автор этих работ имеет отношение не только к contemporary art, но и к индустрии моды, и к дизайну. Безусловно, талантливая, художница выстраивает свой фантастический, обособленый, и возможно, только ей одной понятный, черно-зелено-бело-красный мир, в котором экспериментирует с кодами красоты где-то на самой границе концептуализма и эстетики «гламура», если такая граница вообще существует.

40

И три прозрачных истукана, вызывающих весьма противоречивые чувства, и  её абстрактная живопись вполне естественно смотрелись бы не только в пространствах галереи, но и, допустим, в витрине элитного магазина «Всё для свадьбы» или офисе «продвинутого» креативного агентства. Любопытно. Но, в этом случае, не имеющему базовых искусствоведческих знаний зрителю довольно сложно понять, удалось ли автору выразить свое послание в полной мере. Впрочем, у всех читателей нашего журнала, находящихся в Варне,  есть возможность  самостоятельно разобраться в этих тонких материях — ознакомиться с выставкой можно до  4-го мая. Ко всем произведениям прилагаются сопроводительные записки, доходчиво изъясняющие смысл творческих исканий авторов.

38

Самым сложным для восприятия и понимания, как нам показалось, является то, что представила на суд местной публики шведская художница. Тут уже одними базовыми знаниями в области теории и истории современного искусства не обойдешься. Нужна серьезная подготовка, а в нашей редакции, увы, нет компетентного специалиста, который смог бы вынести авторитетный вердикт творчеству Линды Эмили.

26

Тонкие пластмассовые конструкции с прикрепленными к ним в абсурдном сочетании самыми разными предметами быта (в том числе и такими опасными, как кухонные ножи), занимающие собой огромное пространство и, в то же время, теряющиеся в нём, можно рассматривать часами, переходя от детали к детали. И  так и не понять, что к чему в этом тонко просчитанном, упорядоченном «хаосе». А можно бросить на них беглый взгляд, и уже на выходе из зала с удивлением обнаружить себя совсем другим существом. Рисунки, также являющиеся частью экспозиции, опять же, предлагаем вам рассмотреть самостоятельно. Ибо наши принципы не позволяют нам пространно рассуждать о том, в чем мы абсолютно ничего не понимаем — пусть «всезнаек» корчат из себя те, кому за это деньги платят.

16

И если у кого-нибудь из наших более информированных читателей возникнет желание дополнить эту статью своим мнением, в корне отличающимся от нашего, мы с удовольствием предоставим ему такую возможность.  Все в Варне знают позднеготический особняк на ул. Любен Каравелов,1 где расположена Городская Художественная Галерея, а за 40-50 минут вполне можно управиться с дотошным осмотром всех вышеописанных творений. И, повторимся, сравнить их с болгарской скульптурной классикой, выставленной в соседнем крыле. Это помогает взглянуть на привычный нам мир по-новому — проверено на себе.

Перед открытием
Перед открытием

Официально CONTEMPO 7 откроется во вторник, 28-го апреля, в галерее «Буларт», в 18.00. А чуть позже этим же вечером (около 20.00) в стеклянном кубе при Радио Варна (в парке, адрес- Приморский бульвар,22) выставят некие световые объекты. Приходите! Скучно не будет. Будет нескучно.

Программа фестиваля- здесь

Реклама

Contempo 7: о хлебе и зрелищах в предвкушении открытия: 5 комментариев

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s