В эпоху бумажных писем (завершившуюся всего-то пару десятилетий назад), люди поздравляли друг друга с разными событиями в жизни при помощи почтовых карточек с картинками. К каждому крупному празднику — Рождеству, Новому году, Бабе Марте и т.д., полагались свои открытки, с характерной символикой и узнаваемыми пероснажами «по поводу».
О некоторых «винтажных» болгарских праздничных «открытых письмах» мы уже писали — здесь, здесь и здесь. Теперь настала очередь Пасхи, известной в Болгарии (как и многих других славянских странах) как «Великден». И это название очень точно характеризует важнейшее, если не центральное место светлого дня Воскресения Христова и в церковном, и в светском календаре болгар. И сегодня Великден по своей популярности в народе не имеет себе равных среди праздников, не уступая Рождеству.

Поздравлять друг друга с Пасхой при помощи открыток болгары стали сразу после 1878 года, при организации в стране европейской адресной системы (при османах улицы не имели названий, а дома — нумерации) и государственной почтовой службы «западного» типа. Открытки тогда в распоряжении болгар были, в основном, немецкие и австрийские, поэтому на них так много изображений зайцев.
Заяц, он же Кролик (в болгарском, кстати, эти два схожих, но разных животных называются одним словом — «заек»), как неотъемлемый атрибут Пасхи, появился в Германии сравнительно недавно. Имеется версия, что его ввёл в праздничный пантеон сам Иоганн Вольфганг Гёте. По другой версии, заяц стал фронтменом Пасхальных праздников в первой половине XIX века, во времена расцвета «национального романтизма» — зверёк «прискакал» в праздничные персонажи из языческих легенд, где состоял в свите богини Остары в качестве символа плодовитости. Имеется ещё фольк-версия: мол, заяц спас пассажиров Ноева Ковчега от гибели в водной стихии, заткнув хвостиком течь в трюме. Но это, видимо, уже поздний апокриф — периода, когда Пасхальный Заяц утвердился на американском континенте.

Кроме забавных зайцеобразных, на открытках в честь Светлого Воскресения Христова можно, что естественно, увидеть традиционные крашеные (и не только) яйца, и свежевылупившихся пушистых цыплят. И те, и другие — древнейшие, еще языческих времен, символы плодородия, расцветающей весны, круговорота жизни.
Если верить Википедии, в христианской традиции «пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень. Напоминая по форме камень, которым в древности обычно заваливали гробницу, оно в то же время даёт начало новой жизни». А обычай красить яйца на Пасху объясняется следующим образом. «Когда Мария Магдалина пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета».
Первое признание яйца официальным символом главного весеннего праздника христиан зафиксировано в 1610 году, когда Папа Павел V в своей молитве сказал: «Молим Тебя — да будут создания Твои, из яиц являющиеся, благим пропитанием для верных слуг Твоих, вкушающих их с благодарностью, памятуя о Воскресении Господнем». Отсюда и обилие цыплят на пасхальных открытках.

Верба, и многие другие цветы, расцветающие в апреле, тоже представлены на старых пасхальных открытках. Верба — восточноевропейский «заменитель» пальмовых ветвей, которыми жители Иерусалима приветствовали Христа. Цветы же более характерны для Европы западной. Чаще всего на катрочках изображались примула, медуница лекарственная, калужница болотная, ветреница дубравная, гиацинт, крокус…

А когда у отправителя была красивая октрытка, но сюжет её не вполне соответствовал празднику (выпускались и карточки «на все случаи жизни», без «слогана», например, с изображением букета цветов и пустым местом для поздравления), на картинке делали поздравительную надпечатку. Кроме открыток с болгарскими надписями, в антикварных лавках, букинистических магазинчиках и частных коллекциях можно найти множество старинных карточек с поздравительными надписями на немецком, чешском, итальянском, румынском языках (но с болгарским текстом послания на обороте). Немало и русскоязычных, с дореволюционной орфографией и характерными патриархальными сюжетами «а ля рюс». Впрочем, многие карточки с понятным и русским, и болгарам кириллическим церковнославянским «Христос Воскресе!» печатались в Стокгольме или Берлине. Глоаблизация, однако…
После прихода к власти просоветски ориентированных коммунистов, несмотря на всю антирелигиозную пропаганду «народной власти», болгары не перестали посылать друг другу пасхальные открытки. Правда, выбор их стал скуднее, а сюжеты изображений — однообразнее..

В наши дни всё больше внимания уделяется «хенд-мейд» — открытке. Особенно популярны карточки, сделанные детьми. Они всегда выглядят мило и трогательно, а сам процесс их изготовления- хорошая тренировка и воображения, и мелкой моторики.
Будем надеяться, что небольшая коллекция болгарских пасхальных открыток прошлого, представленная в нашей галерее, вдохновит читателей на творчество — почему бы не отправить, пока не поздно, родным и близким праздничное поздравление, сделанное своими руками?