Това не съм аз

Да он это, он! Пузыри и балаклавы Нено Белчева

В Международный день всех дураков и простофиль, 1-го апреля, в contemporary space на время приостановили работу мультидисциплинарного проекта о скандинавской культуре, чтобы открыть «нравоучительную экшн-выставку» популярного варненского художника Нено Белчева «Това не съм аз!».

Чем чаще наши корреспонденты являются на такого рода события, всё глубже погружаясь в тихие омуты местной культурной жизни, чем больше ведут разговоров с осведомленными посетителями за стаканчиком халявного спиртного, тем больше они поражаются разнообразию проявлений свободомыслия в среде варненских мастеров современного искусства.

Това не съм аз
Это он

И тем меньше  еще не сказанных слов остается в небогатом лексиконе представителей нашего журнала для каждого нового случая. Всех авторов и галеристов хочется похвалить, при этом — не повторяясь. Поумничать, пооригинальничать, покорчить из себя знатоков и аналитиков… Мы и хвалим, не скупясь на высосанные из пальцев эпитеты. И корчим, не стесняясь собственного дилетантизма. Ну, вы в курсе.

Это нам и самим уже порядком надоело. Хочется уже и поругать кого-нибудь, для разнообразия. Но, увы, не в этот раз. Белчева ругать просто не за что. Если честно, давно так не смеялись, как на открытии «Это не я!». Причём, не с художника смеялись, и не над  его полотнами, а с вызванных ими неожиданных ассоциаций. И, как нам кажется, приступы «ржача» накрывали нас именно в тех местах, где жестокий и вдумчивый, но одновременно озорной и человеколюбивый Нено того захотел. А может быть, и не захотел…И не Нено…

 Това не съм азЕсть в болгарском языке такое обалденное слово — «предизвикателство». Это и вызов, и провокация, и соревнование, и чорт знает что ещё. Вот Белчеву удалось «предизвиквать» у нас и искренний хохот, и рой мыслишек о истории культуры и судьбах человечества, и уважение к неновскому таланту рисовальщика, и преклонение перед его грамотной работой с контентом.

Как хорошо, что   над головами членов нашей редакции, в полном составе отправившихся на выставку, не висели пузыри с надписями (Типа как у героини старой чехословацкой «безумной» комедии «Кто хочет убить Джесси?», попавшей в мир реального социализма из мира комиксов -Ред.)! Любой заглянувший в эти «облака» решил бы, что рядом с ним стоят ребята «не в своем уме». А впрочем, в День Дурака — оно, вроде, так и положено…

Това не съм азНено, этот мужчина с грустными глазами, не просто «в теме» образов современной массовой культуры, он не просто свободно манипулирует интересными техниками и всем понятными символами, смешивая адский коктейль из Васила Левского, Бэтмена, Чебурашки, египетских священных котиков и фрагментов изображений самого себя.

Ему, кажется, дан чисто чеховский дар «сверхтекста» — ну, вы помните, это когда мастер говорит пять простых слов, а за их сочетанием прячется шесть этажей смысла, в совокупности рождающих седьмой. Причём, у каждого в голове складывается свой «седьмой», единственно для него верный, и зависящий не столько от сказанного автором, сколько от эрудиции и чувственности  самого читателя.

Това не съм азВ данном случае — не столько читателя, сколько зрителя, хотя и тексты, и шрифты, и цифры, и их цвета, играют в работах Белчева немалую роль. Интерес к комикс-эстетике среди «серьезных» художников возник, кажется, еще у мастеров поп-арта в эпоху его становления, но Нено в своих изысканиях продвинулся достаточно далеко, и, возможно, достиг некоего предела. Дальше, пока что,  и не надо. Там, возможно, уже искрится другая вселенная. Куда большинству зрителей (да и многим художникам тоже) еще рановато.

Това не съм аз

Так что оставим на совести автора его аналогии с чисткой луковицы и слезами в глазах при попытках достичь глубинного смысла его творений (из пресс-релиза). Забудем его слова о важности хронологического порядка при созерцании картин и разнице между «позицией», «позёрами» и «позиционированием» (из эмоционального выступления на открытии в «современном пространстве»). Позволим себе незаметить прилагательное «нравоучительная» в подзаголовке выставки (так нам всем будет легче). Простим ему лёгкую матерную ругань, в том числе на «великом и могучем», то там, то сям мерцающую в мыслительных «пузырях» его комикс-героев (Какой век — такие и герои. Какие герои — таковы и их «филактеры», а вы чего там увидеть хотели? Рецепт «философского камня» или одиннадцатую заповедь? )

Сосредоточимся лучше на некоторых ассоциациях, банальных и разной степени достоверности, «межлокальной контрабандой» проникших в наши мозги во время просмотра Белчевских картинок:

Boozy Levski. Che Boo Рашка. Дьяболик Пуссирается. Холивар не выдержит своих. (Нужное подчеркнуть)

П.С. А еще эти цветные нравоучительные картинки заставили подумать о беге времени, изменяющем смысл очевидных вещей. Пример: балаклава на голове у Левского(Бог ты мой, да балаклава ли это вообще?).Това не съм аз

Пару лет назад при виде её у зрителя непременно возникла бы связь с танцем псевдо-панк-акционисток в  храме Христа Спасителя, дурацкая шутка которых обернулась нешуточным тюремным сроком. И параллели между почитаемым, иконообразным и идолизированным практиком освободительной революции, Отцом болгарской нации, и нудной гёрл-группой (фактически, ничтожной в концептуальном, техническом и художественном отношениях, но ставшей вдруг «героем дня» благодаря истерии СМИ и идиотизму Системы), могли показаться очевидными, но слегка кощунственными.

А сегодня, когда про «пуссей» все уже забыли,  в первую очередь вспоминаешь, что эту шапку-маску, любимую террористами всего мира, придумали английские морпехи в Крымскую войну, когда на них набросился пресловутый русский «Генерал Мороз». И тут же думаешь о том, что Болгария-то нынче в НАТО, а Крым-то теперь — известно чей… И сразу же  вспоминаешь, что бюст Левского в приморском парке Варны стоит как раз примерно  там, где некогда покоились бренные останки 44 000 покошенных холерой французских солдат, так и не добравшихся до Крыма в 1855-56-м…  А теперь представляете, о чем думал автор этих строк, глядя на картину с изображением оргии с  участием монструозного космополита Чебурашки и едва ли не анимешных лисичек-сестричек на варненском пляже (возможно, Офицерском)? Вот то-то же.

От редакции: В этот раз в нашей фотогалерее мы намеренно даем не столько фото самих выставленных произведений (их у нас много), сколько лица посетителей церемонии открытия и портреты (снятые исподтишка) самого художника. Во-первых, нам хочется сохранить интригу — зачем же, пардон, «обламывать кайф» тем, кто, начитавшись нашего бреда, всё-таки решится лично осмотреть эту выставку? А во-вторых — мы добавим эти фото в галерею, как только экспозиция закроется. Для истории. Для того, чтобы  наша «Хроника Варны и…» стала полнее.

А выставка работает до самого дня рождения, простите, Гитлера. Интересно, а есть ли смешные комиксы про него?

Реклама

Да он это, он! Пузыри и балаклавы Нено Белчева: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s