София Фильм Фест Варна 2015: открытие

Варна — город фестивальный. Разной степени престижности международные и общеболгарские форумы спорта, культуры и искусств проходят в морской столице один за другим, почти круглый год. Одних только кинофестивалей и кинопанорам насчитывается под два десятка. Но варненская версия «София Филм Фест» занимает среди них особое место, как бы банально ни звучали эти слова.

В пятницу, 13-го марта (у болгар «пятница, 13-е», кстати, вовсе не считается несчастливым днём), в Фестивальном Комплексе открылся 6-й «София Фильм Фест Варна». По своей сути, это специальная панорама, составленная местными селекторами из приглянувшихся им лент софийского международного кинофестиваля этого года, в расчете на вкус варненского зрителя. То есть — «сливки», «лучшее из лучшего», показанного в столице страны на прошлой неделе. Никто никаких призов не вручает, нет жюри, нет конкурса, зато есть интересные события параллельной программы и много свежих фильмов на любой вкус.софия 3

Традиция прекрасная, позволяет  местной публике находиться в курсе  тенденций актуального кинематографа и знакомиться с многими  его новинками задолго до того, как картины  попадут в прокат. Если вообще попадут — все мы знаем, как сложно конкурировать кинематографистам «остального мира» с развлекательной голливудской продукцией. Про судьбу документального кино вообще лучше скорбно помолчать — кажется, фестивальные площадки остались его  последним убежищем.

Александр Николов

В этом году селекционеры варненского издания поработали на славу — в программе нет «проходных» работ.  Отражена и «местная специфика»: в первый день работы фестиваля акцент был сделан на армянской теме. Таким образом, организаторы события отдали дань уважения армянской диаспоре, традиционно влиятельной, и играющей серьезную роль в экономической и культурной жизни города. А заодно  и напомнили всем, что в этом году будет широко отмечаться 100-летие трагических событий 1915-го года, когда турки устроили резню армян на территории Османской империи (именно эти  события и послужили причиной переселения можества армян в Варну в те годы, увеличив местную диаспору в несколько раз — Ред.)

На открытии не было никаких пафосных специальных церемоний, «красных дорожек» и прочего официального гламура. София Фильм Фест позиционируется промоутерами как явление демократичное и общедоступное. Поэтому,  технически, открытие (разбитое на два этапа — по несколько минут перед каждым из двух показанных фильмов) свелось к краткому вступительному слову Алескандра Николова — представителя  фирмы «Артин Вижн», ответственной за проведение феста в Варне, и парочке еще более кратких напутствий нескольких партнеров и со-организаторов.

Антония Йовчева и Александр Николов
Антония Йовчева и Александр Николов

А первой лентой программы феста стал документальный фильм одного  из самых титулованных армянских режиссеров современности, основателя престижного ереванского фестиваля «Золотой абрикос» Арутюна Хачатряна. В программе работа была обозначена как «Бесконечное бегство, вечное возвращение», но, на самом деле, это название  грандиозного цикла, посвященного армянам-эмигрантам, над которым Арутюн Рубенович работает уже более четверти века. А зрителям была представлена первая часть этой документальной эпопеи — фильм «Айк: Побег».

90-минутная лента рассказывает о непростой биографии театрального режиссера из Армении, в попытках убежать от себя и поисках душевной гармонии кочующего по всей Руси со времен перестройки (первые кадры фильма сняты в 88-м году) . Куда только не забрасывала судьба неприкаянного эскаписта-интеллектуала Айка! Вот он бьёт зайцев с вездехода в составе бригады промысловиков в Приамурье, вот — репетирует пьесу Уильяма Сарояна в корякском театре на Камчатке, вот в интерьерах съемной московской квартиры рассказывает о жизни среди медведей на охоничьей заимке под Магаданом, или философствует, вспоминая родные края,  в сторожке режимного объекта в Подмосковье

Айк. кадр из фильма
Айк в 1988-м году. кадр из фильма

Фильм, лишенный всякого морализаторства, каких бы то ни было объяснений и, вообще, закадрового теста, процентов на 70 состоит из «говорящей головы» —  монологов главного героя, рассказывающего случаи из скитальческой жизни, перебиваемых пейзажами и бытовыми зарисовками, подчас экзотическими. Время от времени герой спорит с приятелями и самим собой под водочку, в т.ч. и о тяжелой судьбе армян, и о соотношении «индивид»-«народ», и о гармонии в природе. На армянском, иногда вставляя русские выражения и поговорки. Параллель между частной судьбой Айка и драматическими скитаниями армянского народа по всему свету более, чем очевидна для всех, кто хоть немного знаком с историей, но вряд ли она является основной целью автора. Режиссёр не ищет ответов на вопросы «почему», «для чего» и «а был ли смысл?», он просто дает колоритному и симпатичному герою выговориться, предоставляя зрителю право самому делать выводы. Герой, пользуясь возможностью, вовсю демонстрирует талант прекрасного рассказчика — эмоционального и наблюдательного.

Главный герой в наши дни
Главный герой в наши дни

Фильм размеренный, тяжеловесный, смотрится непросто, и назвать его оптимистическим и жизнеутверждающим не поворачивается язык. Проблема бегства от осточертевшей, но любимой «родной» действительности и  тяги назад, к корням, не нова. Об этом, по сути, и Гомер слагал стихи. Только само «возвращение героя» в картине так и осталось закадровой мечтой… Но лента сделана мастерски (особенно стоит выделить выразительный звуковой ряд, почти незаметно для зрителя создающий у него мрачноватое, эпической скорби сродни, настроение). И то, что она завоевала несколько престижных наград на различных международных фестивалях, вполне понятно, поскольку проблематика фильма (отчуждение, неприкаянность, мучительные поиски смысла  жизни) в наш безумный век носит поистине универсальный характер.

Арутюн Хачатрян
Арутюн Хачатрян

Перед началом сеанса режиссер отметил, что, обычно, документальные фильмы не показывают в таких больших залах (действительно, в огромном «сарае» «первой залы» ФКЦ полторы сотни зрителей смотрелись несколько потеряно, растворившись в голубизне пустых кресел), и ещё — посетовал, что публика не сможет в полной мере оценить яркий самобытный язык героя фильма, и ей придется отвлекаться, читая субтитры.

Ну, болгарского любителя кино субтитрами не запугать — ими по традиции снабжается большинство фестивальных зарубежных работ. Но вот качество перевода могло бы быть и лучше: как микрокурьез, отметим, что, русская поговорка «Водка без пива — деньги на ветер», оброненная Айком как раз в момент запивания одного другим в кадре, звучала по-болгарски с точностью до наоборот: «Пей водку без пива, иначе выбросишь деньги на ветер». Как говорится, «есть один нюанс»… Но это, хоть и досадные, а незначительные  мелочи. Главное, что зрители наградили фильм искренними аплодисментами на финальных титрах.

Жалко, что его вряд ли покажут по современному российскому телевидению из-за некоторых идиотских запретов последнего времени: в картине много курят и пьют в кадре, да и у ханжей из обществ защитников диких животных возможны претензии к создателям. Впрочем, на то оно и документальное кино, чтобы фиксировать реальность такой, какой она нам является, несмотря на все причуды законодателей — не для современников, так для будуших поколений…

"Документальные фильмы в таких больших залах не показывают". А.Хачатрян
«Документальные фильмы в таких больших залах не показывают». А.Хачатрян

На второй сеанс программы первого дня — фильм  «Рана» (кое-где на русский название переводят как «Шрам«) Фатиха Акина, собрался почти полный зал. Почти вся местная культурная элита (далеко не одни представители армянской диаспоры) сочла за честь ознакомиться с весьма скандальной диковинкой. Шутка ли дело! Впервые  в истории турецкий  режиссер (по проихождению; формально Акин, всё-таки, представитель школы немецкого кино -Ред.), да еще и именитый, обратился к теме геноцида армянского народа, сам факт которого официальная Анкара отрицает уже почти сто лет. Фильм, прохладно встреченный критиками и коллегами, и вызвавший целую бурю эмоций в Турции, обязан понравиться «среднему зрителю»: это захватывающая трагическая (с элементами мелодрамы и боевика, если не сказать «вестерна») одиссея армянского кузнеца, ищущего по всему миру своих дочек-близняшек, с которыми ему пришлось расстаться во время Первой мировой войны.

Рана (Шрам) - кадр из фильма
Рана (Шрам) — кадр из фильма

Сложно судить, насколько эта крепко сработанная по голливудским стандартам лента исторически достоверна, и заметил ли зритель те самые драматургические просчеты, вызвавшие нарекания киноведов. Да и, если честно, скандалы, сопровождавшие последнюю работу Фатиха с самого запуска картины в производство, удивляют какой-то надуманностью — ничего такого излишне антитурецкого в ленте нет. Видно, многие из тех соплеменников, кто перестал здороваться с режиссером после выхода в свет фильма, даже не удосужились его посмотреть.  Впрочем, в мире сегодня слишком многое выглядит надуманно… Подробнее о ленте можно почитать здесь. И здесь.

Но неплохая игра смазливого франко-алжирского актера в главной роли (турецкие актеры играть армянина отказались), умеренно-натуралистические сцены насилия, острые повороты сюжетной линии и отличная работа операторов и режиссеров монтажа сделали свое дело: временами публика в зале смахивала набегавшую слезу — именно там, где и было задумано режиссером. Впрочем, перипетии, действительно, выглядели несколько предсказуемо: уже к середине ленты стало понятно, что упорный главный герой, движимой силой любви, непременно добьется своего хэппи-енда («кто ищет — тот всегда найдет»). Оставалось только гадать, в какой конкрентной точке земного шара, и через сколько лет произойдет долгожданное свидание. Аплодисменты зрителей не стихали долго.

Герой по имени Назарет плывет в Америку
Герой по имени Назарет плывет в Америку

А после фильма, по традиции, было оупен-пати в фойе ФК — со свободным входом, бесплатной «наливайкой» (все желающие, без всяких списков и вне зависимости от наличия билета на сеанс, могли вволю накушаться и халявного вискаря от «Jameson»и прекрасного белого и красного вина от Domaine Boyar) и обещанным панк-концертом. Происходящее в дальнейшем уже никакого отношения к геноциду армянского народа  не имело.

Бармен в ФКЦ
Бармен в ФКЦ

Желающих, кстати, оказалось не так много — в кинозале на «Ране» было человек 600, а в фойе гуляло вряд ли более двух сотен любителей виски, кино и рок-музыки. Зато угощения хватило всем  и даже с избытком. И потанцевать под зубодробительные современные ритмы было кому, и места разгуляться хватило.

Оба выступавших «культовых» трио — «СаБоДа» и «Just A Product», имеют одну на двоих ритм-секцию и играют мощную, драйвовую гитарную музыку, основанную на запоминающихся риффах.

"Просто продукт"
«Просто продукт»

Может быть, это и «панк-рок», но совсем не в том смысле, который в это понятие вкладывают любители русского «говнорока» или приверженцы «тру» «стрит-панка» образца -1977. «СаБоДа» — чуть лиричнее, мелодичнее и вычурнее, со своеобразными болгарскими текстами. Англоязычный «Продукт» — чуть более «взрывной», моторный, бодрый, несколько архаичный,  местами напоминающий «The Ramones», а местами даже ранний «The Kinks». Вполне. Слушать было интересно. Тем более — под «Джэмисон» и после фильмов про геноцид.

СаБоДа
СаБоДа

В басисте обеих групп Боби мы с удивлением узнали скромного хозяина ателье и магазинчика симпатичных оригинальных хэнд-мэйд украшений из оливковых косточек, а по совместительству — и основного производителя их. С месяц назад мы совершенно случайно попали к нему на открытие, да всё никак не собрались с силами описать увиденное. Надо срочно исправить этот недочет…

Боби

Музыканты, что вообще характерно для Болгарии, отлично владеют инструментами, играют слаженно и раскованно, ибо знают, чего хотят. Публика, по всей видимости, их песни тоже знает и любит — подпевали, плясали, требовали хитов. Вобщем, те, кто ценит такую музыку, получили свою дозу радости. А которые ничего в ней не понимают, подливали себе в роксы бесплатного вискарика у барной стойки, и выходили на свежий воздух с сигареткой: очень скоро пространство у входа в ФКЦ превратилось в своеобразный  «клуб курящих любителей кино».

Публика в начале концерта
Публика в начале концерта

Вечеринка продолжалась пару часов, но нам не суждено было дождаться её финала: надо  было спешить на гиг «Бэд Мэннерз» в «Три льва». Впрочем, мы просто уверены, что всё прошло нормально, без драк и бития посуды: народ собрался приличный, интеллигентный, как принято в Варне. Здесь зря бузить не любят, интуитивно соблюдая принцип «свобода одного кончается там, где начинается свобода другого».

На концерте
На концерте

Что ж, спасибо большое администрации и лично господину Николову за приглашение на открытие. Следующим номером в фокусе нашего внимания окажется одно из событий параллельной программы  фестиваля — специальный мини-конкурс короткометражных фильмов, присланных режиссерами- любителями  со всей страны.

Один комментарий на “София Фильм Фест Варна 2015: открытие”

Оставьте комментарий