Продолжаем публикацию уникальных фотографий времён Первой мировой войны, начатую 1 августа.
Возвращаясь к трагедии вековой давности, мы открываем для себя новые подробности минувшей эпохи. В широко проходящей сейчас всемирной «кампании памяти», посвященной Первой мировой, участие Болгарии, к сожалению, отражено минимально.
Хотя, исторически, Болгария вступила в войну 14 октября 1915 года, боевые действия начались для неё гораздо раньше – 25 сентября 1912-го — со «стартом» Первой Балканской, в которой объединенные войска четырёх молодых монархий полуострова — Болгарии, Греции, Сербии и Черногории — разгромили армию Высокой Порты (находившейся тогда в хаосе «младотурецкой» революции).

Закончилась та война 17 мая 1913 года, но уже 29 июня 1913 года началась Вторая Балканская, известная как «Межсоюзническая» — в ней бывшие братья по оружию делили турецкое наследство — земли исторической Македонии и Эгейской Фракии. Длилась она чуть больше месяца и закончилась сокрушительным поражением Болгарии, воевавшей одновременно и со своими бывшими союзниками – Сербией, Грецией, Черногорией, и с ввязавшимися в боевые действия Турцией, Румынией.

Эти события известны в Болгарской историографии, как «Первая национальная катастрофа» — ведь в результате Царство Болгарское лишилось не только завоеванных в 1912-м территорий (с вожделенным выходом к Эгейскому морю), но и своих исторических областей — Южной Добруджи и Западных Покрайнин.

Когда болгарский царь Фердинанд I подписывал мирный договор, лишавший страну значительных территорий, он произнёс — «Ma vengeance sera terrible» («Моя месть будет ужасной»). Четырнадцатый и большую часть пятнадцатого он ждал, пока блюдо остынет. И только осенью решил расквитаться с обидчиками, в том числе и с Российской Империей, вставшей по итогам Второй Балканской на сторону Сербии.

От редакции: Мы продолжаем скупать антикварные болгарские газеты и журналы, почтовые открытки и старые личные фотоснимки. По мере рассортировки, реконструкции и сканирования материалов, мы планируем щедро делиться добычей с нашими читателями.
Фердинанд никаким образом не хотел мстить, тем более Российской империи. Он хотел, и совсем основательно хотел реванаша и восстановление историчских прав Болгарии на Македонии. Весь 1914 и почти веь 1915 Болгария ухаживала за Антанты но ничего не получила. Ну и обратилась к Германии.
Согласны. У Фердинанда была масса других дел, забот и государственных интересов, и говорить о «мести» в данном случае — это, мягко скажем, небольшое авторское преувеличение, излишне эмоциональное. На нашем новом сайте мы будем придерживаться как можно большей объективности и отстраненности в деле освещения исторических коллизий — насколько это возможно. Правда, история- дело тёмное, переписывали её не раз, и докопаться до истинных прични, поводов и мотивов того или иного решения или события порой просто никак нельзя…Спасибо за комментарий! А в статье главное,всё-таки — фото болгарских воинов.